Исследуя дольмены больше всего поразило меня такое конструктивно-идеологическое противоречие, с одной стороны сама конструкция дольмена и его эстетическая концепция очень напоминает детские песочные или пластилиновые сооружения, наивные и незамысловатые, самодостаточные самим фактом своего возникновения. С другой стороны поражает тот факт, что многотонные плиты из которых сложены дольмены подогнаны друг к другу с такой уникальной точностью (см. http://www.dolmen.ucoz.ru/ фотоальбом). При столь ювелирной обработки стыков сами плиты, особенно наружные поверхности и нестыковые торцы обработаны весьма грубо или вообще не обработаны. Украшение дольменов практически полностью отсутствует за исключением весьма редко встречающихся зигзагообразных узоров и треугольного орнамента да еще более редкие и спорных петроглифов.
Изучая технологию строительства дольменов, места расположения дольменных комплексов и особенности выходов песчаников у меня оформилась не совсем обычная гипотеза о том как строились дольмены. В общих чертах гипотеза звучит так: блоки из которых составлялись дольмены не вырубались из пластов песчаника а лились из природного песчанно-цементного бетона.
Основные постулаты гипотезы:
1. Дольмены (отдельные элементы) отливались из песчанно-цементного смеси.
2. Песчанно-глинистая цементирующаяся масса (ПГЦМ) выдавливался из недр на поверхность на местах геологических разрывов (надвигов).
И так, опираясь на первый постулат опишу технологию возведения самого распространенного плиточного дольмена (дольмен строился из 6 многотонных плит - одна фундамент или пяточный камень, две боковые плиты, фронтальная плита, задняя плита и плита крыша).
На месте будущего дольмена отрывался в земле котлован и в него заливался песчанно-цементный раствор для создания фундамент будущего строения (пяточный камень). Схватывание раствора могло происходить в течение нескольких месяцев или даже лет и за это время будущий камень мог легко подвергаться механической обработке. При необходимости можно было нарезать стыковочные желобки и бортики.
Затем, прямо на пяточном камне заливалась будущая боковая стенка. После того как раствор набирал необходимую конструктивную прочность плиту, с помощью рычагов, ставили не "торец". По той же технологии заливалась плита противоположной стенки и так же ставилась на "торец".
Боковые стенки опирали на распорки наклоняя на встречу друг к другу под небольшим углом. Снаружи боковые стенки подпирали необработанными скальными обломками - контрфорсами. Используя земляную засыпку, смесь камней и глины формировали опалубку для фронтальной и задней стенки. Возможно, отверстие во фронтальной плите изготавливали путем вставления в опалубку закладной (дольменные втулки). Но вполне возможно, что отверстие просто высверливали пока раствор не набрал крепости.
По завершению заливки фронтальной и задней плиты-стенки. Весь дольмен оказывался погребенным под земляным курганом-опалубкой. Вершина кургана-опалубки выравнивалась и на нее заливали плиту-крышу. Технология литья камня полностью объясняет фантастическое многообразие конструктивных решений и качество сопряжения строительных конструкций.
Теперь переходим к рассмотрению второго постулата. Теперь рассуждения по поводу самой "песчанно-цементной массы".
Рассматривая процессы осадочного породообразования В.Н. Холодов (Геологический институр РАН «Физико-химическая наследственность процессов осадочного породообразования в свете современных данных») в качестве примера упоминает и Азово-Кубанский элизионный бассейн расположенный в молодой тектонической впадине и характеризуещийся резким и длительным нисходящим тектоническим движением, в результате которого во впадине накапливается сверхмощные осадочные толщи, достигающие 10 км и более. Песчано-глинистые толщи в таких регионах сами становятся источником газоводных флюидов; в них глины обычно уподобляются пористой резине, насыщенной морской водой и разнообразными газовыми составляющими.
В глинистых толщах погружающихся на глубины 5–6 км и подвергающихся воздействию высоких температур и давлений, при благоприятных условиях зарождаются сложные газоводные растворы. Именно такие газоводные флюиды образуют зоны разуплотнения и аномально высокие пластовые давления в глинах и породах-коллекторах, и именно они, а не простая вода, отжимаются из глин в листрические разломы и другие тектонические нарушения и устремляются по ним к земной поверхности в поровое пространство песчаников или карбонатных пород.
В.Н. Холодов указывает, что зоны разуплотнения, флюидизации и аномально высокие пластовые давления являются очагами формирования восходящих потоков углеводородов нефтяного ряда и высокотемпературных рудоносных растворов; кроме того, с ними генетически тесно связано возникновение песчано-глинистых диапиров – кластических даек, “горизонтов с включениями” и грязевых вулканов.
http://dolmen.ucoz.ru/publ/1-1-0-3