Решил написать про
особенности переходного периода с мыльницы на зеркалку и беззеркалку.
1. Вступление.
Данная статья, прежде всего для тех, кто решил сменить мыльницу. Возможно на другую мыльницу или на что то более серьезное. У меня Sony NEX-C3
На данном этапе, изучена теория. На практике, сделано более 900снимков.
Приобретя беззеркалку, на следующий день понял, что надо изучать матчасть. Казалось бы, аппарат серьезный, стоит только нажать кнопку и все получится. К сожалению это не так. Нырнул за хелпом в Сеть, а там таких как я превеликое множество и у всех похожие проблемы. Хочу помочь определиться с выбором тем, кто еще в раздумии.
2. Технические сложности перехода, радости и разочарования.
Аппарат приобретался с двумя объективами SEL1855 F3.5-5.6 и блинчик 16mm F2.8 Другие объективы доступны только через переходник. По комплектации, считаю, это самым удобным выбором. Если докупать объективы отдельно, то выйдет значительно дороже. Ниже, буду рассматривать в основном 16mm F2.8, он более всего годится для походов.
Первые снимки аппаратом привели в восторг. На малых ISO, включая 400, в комнате, даже при многократном увеличении, шумов нет. И даже на ISO 1600, шумы легко давимы, и при просмотре без увеличения не досаждают. Цветопередача радует, о ней дальше и упоминать не буду, с ней все в порядке.
Первое разочарование, пришло от фокусировки. Там, где мыльницей, можно было снимать не задумываясь о том что не попадешь в ГРИП, здесь не прокатывало. Этот самый ГРИП, намного меньше мыльничного. Как по передней, так и по задней границе. Полез в Сеть и выяснил, что так и должно быть. У мыльницы объектив намного ближе к матрице, поэтому и ГРИП практически безразмерный. Так что выхватить как мыльницу, и с ходу снять, особенно с 1855 не выйдет, необходимо контролировать более точно, куда навелся фокус. Зато открываются широкие возможности по размытию переднего и заднего фона, а то и обоих сразу. С мыльницей об этом даже и не мечталось. С одной стороны недостаток, а с другой достоинство.
Фокусировка на этих аппаратах по контрасту, те наводится надо там, где есть яркостный переход. Т.е, если навести фокус на однородное небо, то он скорее всего промажет. К этому привыкаешь, но не всегда удобно. У зеркалок, с этим, дела обстоят куда лучше. Фокусировка там фазовая.
Объектив блинчик, проффи называют крышкой для матрицы, но им вполне можно снимать приличные пейзажи. В этом лично уже убедился, но т.к. шедевров не наплодил, предлагаю посмотреть работы других авторов по ссылке:
http://den1957x.35photo.ru/ или
http://500px.com/den-x/photos снимки сделанные только на это объектив (вроде бы как, все не проверял), правда на NEX 5 (и не мои), но аппараты родственники и отличаются наворотами в пользу пятерки. Здорово, но все это после постобработки, о ней пропишу ниже.
Приятная головная боль добавляется с форматом RAW. Любая камера снимает в RAW, но не каждая его выдает на поверхность. РАВ лучше чем Жипег, но весит больше и нуждается в проявке. Кто хочет научиться с ним работать, мой совет. Сначала надо хорошо уяснить, что это такое, и только потом, пытаться с ним работать.
Второе разочарование пришло именно на обработке формата RAW. Снимал в формате RAW+JPEG, так вот камерный ЖПЕГ, был лучше, обработанных мною РАВ, довольно долго. Пять дней ушло, на то, чтобы наконец понять, как его грамотно проявлять. Сейчас это уже позади, на РАВ смотрю с уважением. Если вы запороли фото в ЖИПЕГ не верной экспозицией, то его только на помойку, с РАВ этого не случится.
Есть много программ по проявке РАВ файлов, в т.ч. и штатная, но ни одна из них не дает желаемого результата. Приходится например с цветами работать в штатной, т.к. она лучше всех их вытаскивает. Там же шарпить фото, переводить их в ФШ , и не просто так, а в ТИФФ формате, там поработать с кривыми. Можно там же задавить шумы, той же Нинзей, но оказывается лучше это делать в третей программе. «Лайтрум». Из ФШ или "Лайтрум" , можно уже перегонять в ЖПЕГ. Есть заморочки с уменьшением фото. Фотошоп предлагает бикубический метод. Он хорош при 25,50,75 прц уменьшении когда выбрасывается каждый четвертый, каждый второй, или три из четырех пикселов соответственно. При других к-тах, происходит усреднение цветов соседних пикселов, качество при этом страдает. Но есть программа, с ее собственным Lanczos3 методом, называется FastStone, он в целом лучше. В ФШ его нет.
И это далеко еще не все. Нужно быть готовым к другим заморочкам если хотите полностью использовать возможности аппарата.
Но не все так тривиально. Если снимать в JPEG, то все это можно игнорировать и не забивать себе мозг. Кстати, в ЖИПЕГ выходят не плохие фото, за редким исключением, когда камера промажет мимо баланса белого или экспозицией. Промазка мимо ББ, к сожалению случается. В Жипеге ее исправить трудно, а порой не возможно, в РАВ, очень легко. Там она даже не зависит от выбранной аппаратом величины.
***********************
17.07.2012. На сегодня сделано более 600 снимков, могу с уверенностью сказать, что промашки с фокусом, актуальны лиш при недостаточном освещении. А при ярком солнце, экран почти не видно, трудно построить кадр, нет видеоискателя (есть как доп), но автоматика пока с фокусом не мазала. Съемка на угад, в автомате, результат радует. При ярком солнце поэтому, не до портретов сквозь кусты. Разглядеть резкозть на лице, сквозь ветки сложно. Если разве что, по помощи, в виде цветного муара на резких объектах. Она здорово помогает в таких ситуациях, но объективного восприятия не дает. Надо приучить себя слепо верить ей.
*************************
Видеосъемка на такого вида камеры.
По сравнению с NEX3 у NEX5, имеется маркетинговая уловка. У NEX3, Максимальное разрешение записи видеоролика 1280x720р, а у NEX5 1920x1080i. Казалось бы у пятерки лучше. У меня есть возможность сравнить их вместе. Разница есть в размере картинки, а по качеству 1280x720р смотрится лучше. Обращаем внимание на буковки p и i. Первая, это прогрессивная развертка, вторая черезстрочная.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE% ... 0%F2%EA%E0 Разница очевидна. Несомненный плюс прогрессивки в том, что из любого скриншота, можно вытащить отличное фото. В "черезстрочке", часто попадаеш на обратный ход или полукадр.
В целом, качество картинки, ни чуть не уступает видеокамерному, на зумах нет дерганий, как у мыльниц, но все таки это фотоаппарат, стабилизация здесь не та.
3. Стоит ли переходить на зеркало и беззеркало с мыльницы, для использования в походах?
Если бы сейчас можно было бы взять мыльницу не с конским значением мегапикселей/на малый размер матрицы. Если бы мыльница отдавала RAW формат на гора, то я бы взял ее. Но их сейчас нет. Поэтому, пожертвовав всего 200-250гр веса, а именно настолько тяжелей беззеркалка с блином. При этом получив возможность установки хороших объективов для городских условий. Получив заметно лучшее качество фото при том же разрешении, я выберу беззеркалку. Зеркалка без условно лучше, но я плохо себе представляю, как можно висеть на скале и держать в руке гирю более 1 кг ( в лучшем случае) и еще пытаться нажимать на ней кнопки.
***********************************
31.07.2012. Вернулся из матрасного круиза с гостями на хвосте.
Гуамка, через Хадыженск на Туапсе, далее по морским пляжам. Ребята, не ездейте на "Форд Мандео" этой дорогой!
Старался специально фотографировать на блинчик. Пейзажи действительно, получились достойные. Мыльница устойчиво отходит на второй план. Выше в постах, я писал, что блином только портреты делать. Был не прав, портреты им сделать можно, но это удел объектива 18-55.
Вот на пейзажах, блин себя не плохо показал. А для походов, только это и надо. Даже пока не знаю, что на пейзажах лучше, 18-55 или блин. 18-55, выигрывает за счет зума, по качеству, пока не понял.
Мне не очень нравиться, когда люди, заслоняют собой натуру, по поводу и без него. Особенно, едой и бутылками. Поэтому стараюсь делать чистую природу.
*************************************
Несомненный плюс блина, вылез ночью. На нем практически нет шевеленки, при съемке с рук. А вот 18-55, на больших выдержках, зафиксировать на руках очень сложно. Причины я думаю всем понятны.
4. Выводы.
Одно из самых больших заблуждений современной фотографии - цена фототехники прямо пропорциональна результату.
Так уж вышло, что смотреть на беззеркалку, сейчас приходят по народной молве, и проффи и любители. У любителей, полный восторг, у проффи, желание приобрести ее как повседневную камеру для кармана. Желания отказаться от зеркала, ни у кого нет. Причем объектив 16мм, ругают все проффи, а зря. Для неискушенных, он в целом лучше мыльничного, вне всякого сомнения. Если снимки грамотно постобработать, то они выйдут приличными. Один из проффи, за две минуты, вытащил мне снимок, да так, что я 16мм, даже полюбил.
Что я возьму с собой в поход, мыльницу или БЗ? Я всетаки за БЗ с блином, а кому не лень таскать 18-55, то пожалуйста, он лишним не будет. Посмотрю еще, как она на морозе себя поведет.
БЗ, в отличии от мыльницы, хочется делать шедевры, а мыльницей, схватить происходящее.