Безответственность, не трудно заметить, кругом и МЧС тут не причём.
Немножко разовью эту тему применительно к горном туризму и другим путешествиям в горах.
А выходя на маршрут в МЧСе регистрироваться ЖИЗНЕННО важно!
Хоть по телефону, хоть телеграммой, хоть лично. Не важно.
Вас всё равно впишут в журнал регистрации и уже будут так или иначе за вас нести ответственность.
Контроль, по опыту, ведётся средний. И конечно, если не вернётесь в срок НЕ будут вертолёт поднимать как в красивых фильмах (удовольствие не дешёвое). Возможно, контрольный срок хоть и вышел, но вы на маршруте созвонились с МКК и продлили сроки, но протормозили и не сообщили с маршрута МЧСовцавм, или действительно в срок опаздываете, но уже "благополучно" спускаетесь; так что ж всех на уши ставить и стремглав скокать хз куда в горы? Нееет МЧС ленивее, но и рассудительнее. МЧС подождёт ПОСЛЕ контрольного срока ЕЩЁ сутки. И ТОЛЬКО после этого, если не было никаких сигналов, то нехотя (МЧС) начнут звонить по оставленным (или не оставленным) вами контактным телефонам, на ваш мобилиьный, домашний, клубный, рабочий, и выяснять не вернулись ли вы уже. И даже после этого не прилетит спасатель в бело-оранжевом вертолёте... МЧС поинтересуется в альплагерях, у погранцов, а не проходила группа из такого-то города? Будет спрашивать у групп спустившихся, а не встречали ли... И инструктировать уходящие на маршрут в этот р-н группы, что вот такая-то группа ещё не вернулась и если встретите или узнаете о них что-либо то...
И скорее всего МЧСовцы на вторые сутки дозвонятся на ваш мобильный (скорее всего утром, т.к. на ночью мобилка для экономии выкл.), когда вы будете подъезжать к родному городу и слазить со второй полки. МЧСовец скажет: ну что ж вы так! мы ж беспокоимся!... И всё ни штрафов ни чёрных списков на выход в горы.
В худшем случае, когда вы оставили контактным номером только свой мобильный (а мобилу с симкой утопили в речке, или выронили в окно поезда, а номер по приезду домой номер ещё не восстановили), то вертолёта скорее всего еще всё равно не будет... Будет команда или две-три из нескольких спасателей, которые выедут на ГАЗоне или на КАМАЗе к разным участкам маршрута и будут искать сведения о вашем прохождении того или иного участка маршрута. Это как правило делается или из контрольных перевальных записок или со слов местных жителей, туристов, альпинистов, погранцов, работников альплагерей или лесопилок. Так будет сужаться круг поисков. Может выясниться, что на полмаршрута вы в альплагере заказали авто и укатили домой. Если же выяснится что группа прошла нный кош и попёрлась на перевал, а на перевале записки нет, а в следующую долину не спускались, то будут искать записки на других соседних перевалах. А пёхом не найдут, то тогда уже вызовут вертолёт сверху поглядеть, с низу не так хорошо видно. Или если нужно срочно транспортировать пострадавшего, или слишком сложно трупы транспортировать (много и уже пахнут), вызовут вертолёт. А так зачем почём зря керосин жечь? Он и для личных дел пригодится может!
В общем, если идёт группа и все одеты не как Рембо во Вьетнаме, то хоть тела, да найдут. Дело техники.
Так вот, к чему всё сказано?
1. Времени от контрольного срока до Начала поисков пройдёт немало.
2. Где именно искать скорее всего - хз (есть только заявленная нитка маршрута 100-150 км).
3. Вертолёт - это страашный миф.
И после того как станут искать не факт, что там где вы есть и максимум на авто и пеше. А в горах время очень ценно!!!
Потому рекомендую:
1. Безусловно ставиться на учёт в МЧС любым из доступных способов. В противном случае кто вас будет искать, спасать? Друзья? Папа-мама, бабушка? Пока они приедут рак на горе свистнет! И что они смогут сделать, позвонить в МЧС?
2. Обязательно ставить в известность ответственного друга хорошо рубящего в альпинизме, горном туризме о точном маршруте и сроках, на крайняк родителей, жён; в идеале МКК (маршрутно-квалификационную комиссию) или клуб, организаторов. По истечению контрольного срока им первое что нужно сделать - СООБЩИТЬ в МЧС о невозвращении с маршрута в контрольный срок, сообщив КОГДА вы последний раз созванивались, ГДЕ в этот момент находились, ЧТО с вами тогда было всё хорошо и КУДА вы собирались направиться. Этим в разы сократится время до начала поиска и зона поиска. Отпадёт ненужность глупого созванивая МЧСовцев для выяснения а не забыл ли гражданин хороший сняться с учёта.
3. Друзья, клубники, способные родичи должны будут выехать в район поиска, постоянно будучи на связи с МЧС, готовые оказать посильную помощь в спасработах, а при необходимости финансовую помощь.
Этот алгоритм обеспечит максимальную гарантию безопасности на маршруте, а при возникновении ЧП скорейшее его разруливание.
В альплагерях немного проще. Там есть спасатели, старший спасатель, начальник альплагеря. Они выпускают, на маршрут, контролируют, при необходимости сами организуют спасработы, связываются с нужными службами. Ну не верю я, что страховой полис находясь у меня в кармане хоть как-то поможет мне в чрезвычайной ситуации!!! Не верю! Страхование - это способ под любым видом содрать деньги с населения. Мало того что туризм, спорт, активный отдых ввиду моральной деградации общества становится всё более непопулярным, так ещё к тому намеренно сооружаются препоны в виде Неких зон особого режима или вот страхования.
Как вариант. Вы сами можете застраховать себя от НС, скинувшись перед походом по н-рублей в общую копилку. Мало ли что. Сейчас за рентген в больничке денег могут попросить + транспорт. А по прошествии похода деньги вернутся участникам. Можно и не скидываться, а иметь сумму денег на непредвиденные расходы. И не надо хитрого жирного дядю кормить!
Потом. МЧС содержится как и правительство, и милиция, и армия на наши налоги. Они по определению должны обеспечивать нашу безопасность!
Советы:
-Занимайтесь туризмом организованнннно. Лучше в клубах или с опытными сознательными людьми, могущими дать знания о безопасности в горах.
-Знайте методы оказания первой помощи, проведения спасработ (спасение утопающих...).
-И не пренебрегайте вышеперечисленными правилами.
-Один мудрый альпинист сказал:
не бывает безопасных гор, бывают безаварийные восхождения
.