Azovsky » 31 мар 2012, 14:57
Пройдя водный поход по притокам Лены, вышли на Тикси. Дул сумасшедший, обжигающий северный ветер. Было холодно, казалось, что студенее ветра уже быть не может. Мы ошибались.
Были времена, еще при СССР, да и немного позже, когда путешествовать автостопом можно было транспортными самолетами ГВФ( Гражд. Возд. Флот) и Министерства Обороны, предпочтительнее последними, т.к. денег военные не брали. Просто узнавали у диспетчера кто куда на плане, подходили к командиру экипажа следующего в нужном направлении, и просились на борт. Риск таких поездок был в том, что хоть и не часто, но все же в воздухе, могли перенацелить на другой аэродром, порой за 1000 км от планируемого. Я так ни разу не попадал, хотя со знакомыми бывало.
Улетели на следующий день, воздушным автостопом. Возвращаемся попутным бортом, самолетом Ан-12, в грузовом отсеке. Вторая половина сентября, за бортом под -20. При подходе к аэродрому посадки отказ обеих гидросистем, левая нога шасси вышла, но на замок не встала. Выходит борт-техник с топором и ломом и начинает рубить пол в районе 28-го шпангоута (помню потому, что они пронумерованы, и к тому же объяснительную писал в последствии). Нас было человек 30, и мы в грузовом отсеке были абсолютно не в курсе, для чего это. Поначалу думали, уж не белочка ли у него? Оказывается, такие действия предусмотрены инструкцией. Для нас, как людей из другого рода авиации это было диким зрелищем.
Прорубив дырку в полу, обвязали бортача фалом, и опустили в нишу шасси. Представьте себе, скорость 350 км\ч (предполагаю, точно не знаю его минимальную с выпущенными шасси), и морозец не слабый, каково было человеку, почти за бортом. Нам тоже было не жарко, в салон задувал приличный сквознячок. Бортач обвязал трос от лебедки вокруг стойки, предстояло теперь додавить ногу лебедкой, до постановки на замок. Но лебедки не работали, вся толпа, додавливала стойку вручную, тянув за трос.
Наконец, стойка на месте. Заход на посадку длиться около 8 минут, на это время, всю толпу, угнали в хвост самолета, для сохранения центровки, где и сквозило из дырки. Вот тогда все мы поняли, что означает выражение промерзнуть до костей. У всех наверняка когда либо сильно мерзли руки. Так вот, представьте, что так же замерзает все тело.
После посадки, нам местные выкатили канистру спирта, накормили, ну и объяснительные заставили писать, т.к. мы стали свидетелями авиационного происшествия.
Вечером, экипаж рассказал, что этот борт, страдает отказами гидросистем . Именно на нем был случай, когда при взлете, командир убрал шасси от левой гидросистемы, и не вернул кран в нейтральное положение. (т.е. в системе на уборку давило, постоянно 150 кгс\на см квадратный) . А при посадке, помощник выпустил шасси от правой г.с., и тоже забыл вернуть кран в нейтральное положение. Можно себе представить, как две г.с. боролись друг с другом, одна давила на выпуск, вторая на уборку. Что было с перепускными и переходными клапанами. После этого, на этом борту, говорят с г.с. начались проблемы. Про одну из них, наверняка самую серьёзную, только что поведано.